Утилизация отходов
Осуществляем переработку почти всех видов отходов с I по IV класс опасности
Осуществляем переработку почти всех видов отходов с I по IV класс опасности
Используем новейшее оборудование и специализированную технику
Предоставляем полный пакет документов
Система скидок на выполнение работ больших объемов
СМИ со ссылкой на прошедшее в Москве мероприятие сообщили о намерении владельцев российского крупного бизнеса построить пару сотен (220) мусороперерабатывающих предприятий по всей стране. Цена вопроса – под треть триллиона, точнее 290 млрд руб. и, вроде бы, даже деньги нашлись, и у государства, и у бизнеса, но, похоже, от "мусорного коллапса" в общероссийских масштабах это не спасет. На этом фоне очередное недовольство из-за столичных отходов вспыхнуло в Архангельской области. В акциях приняли участие около 7-8 тыс. человек, митингующие требовали не использовать территорию региона для переработки отходов и остановить строительство полигона в Шиесе.
Судя по озвученной информации о строительстве мусороперерабатывающих заводов, пока даже о мало-мальски проработанном предложении речи не может идти, бизнес и ряд правительственных структур просто обсудили некую сухую идею со строительством предприятий, в ходе этого обсуждения была предварительно озвучена стоимость. Но не сроки реализации идеи.
Чиновники Минприроды России также уточнили, что предложения инвесторов, а это три крупных российских компании, пока рассматриваются на уровне "проектного офиса" для предварительных расчетов, а на уровне, допустим, министра экологии Дмитрия Кобылкина обсуждений вообще не было – не о чем на данном этапе говорить. На сегодняшний день отсутствует выбранный (или созданный специальным распоряжением Правительства) единый федеральный интегратор, то есть компания-оператор, которая будет управлять мусорными потоками по всей стране, соответственно, определять, кто и где должен распоряжаться миллионами тонн отходов, на каких условиях, куда направлять и т.д.
Между тем, уже с 1 января стартует новая схема по работе с твердыми бытовыми отходами, большинство регионов оказались фактически не готовы к этому моменту, о чем мы не раз писали. Более того, сегодня то там, то здесь можно видеть спровоцированные региональными властями стихийные пока выступления населения, которое недовольно тем, что на их земле непонятно кто, непонятно каким образом и непонятно за какие деньги и в какие сроки будет утилизировать гигантские московские потоки мусора. От которого отказалось (не в полном объеме) Подмосковье, теперь мусоровозы с московскими номерами вынуждены ехать то в Ярославскую область, то в Архангельскую. На местах это приводит людей в бешенство под невнятные заверения местных чиновников о "возможности заработать" на столичном мусоре. Наверное, кто-то действительно заработает, а большинству достанется проблема в виде гор гниющих отходов со всеми сопутствующими "прелестями" в виде загаженной земли, отравленных рек.
Нет сомнений, что это лишь начало широкого протестного движения против в целом затеянной властями "мусорной реформы", результатом которой стали лишь рост тарифов, "освоение" особо приближенными компаниями госбюджетов, новые свалки и полигоны по всей стране.
На этом фоне три компании из так называемого "списка Белоусова", которые по расчетам советника президента, смогли заработать в 2017-2018 гг. на девальвации рубля, якобы выразили желание вложиться в мусоропереработку. При этом, как мы отмечали, металлурги, точнее, олигархи из этого сектора, сумели общими усилиями отбить "наезд" властей и если и будут делиться, то в далеком и неопределенном будущем, на собственных условиях и ровно в тех проектах, в которых так или иначе заинтересованы сами.
Наступила очередь других, они-то и стали главными фигурантами в "мусорной реформе". Речь, как пишет РБК, о "Еврохиме", "Лидере" и группе "ВИС". Очевидно, что на фоне в целом неудачной попытки "потрясти" металлургических баронов принято решение взяться за проблему, так сказать, с другого конца и попробовать "раскулачить" магнатов химической (и строительной) индустрии. Тем более, как выяснилось, те не против участия в "мусорной реформе", однако выдвигают государству в лице чиновников жесткие условия – до 110 млрд руб. бюджетных денег под проекты.
"Еврохим" со штаб-квартирой в Швейцарии Андрея Мельниченко, группа "ВИС" Игоря Снегурова известны своими лоббистскими возможностями.
Что касается бизнеса "Еврохима", то это миллионы и миллионы тонн азотных и фосфорных минеральных удобрений, предприятия от Туапсе до Мурманской области, включая также "Новомосковский азот" и "Новомосковский хлор", которые периодически всплывают в СМИ как загрязнители воздуха в столице.
Бизнес "ВИС" Снегурова напрямую завязан на контракты с "Газпромом" и "Газпромбанком", один из последних крупнейших инфраструктурных проектов – строительство моста через Обь в Новосибирской области и заявленные планы по строительству мусоросортировочного комплекса там же. О планах было объявлено еще в 2017 г., с тех пор поменялась и бюджетная, и налоговая политика в стране, словом, новичком в "мусорном бизнесе" "ВИС" не назовешь. Но и к крупным игрокам рынка отнести пока сложно, скорее, мусор и тема переработки – это как раз "нагрузка" к лакомым бюджетным ассигнованиям на возведение инфраструктурных объектов.
Видимо, именно поэтому пока говорить предметно не о чем. На упомянутой встрече в Минэкологии представитель того же "Еврохима" Владимир Торин заявил, что, цитируем, "тема мусоропереработки для компании новая". Вроде бы, холдинг готов инвестировать на данном этапе до 3,5 млрд руб. в пилотный проект мусороперерабатывающего предприятия и в случае успеха – в дальнейшем транслировать опыт по всей стране. Но где такой проект может быть реализован, есть ли собственно проект и вообще хоть какие-то детали – Торин уточнять не стал.
Представители группы "ВИС" готовы инвестировать до 15 млрд руб. в региональные проекты и, вроде бы, даже что-то начало делаться в Новосибирской области. Но, во-первых, даже не все в региональной власти согласны со сроками и целями заявленного строительства мусороперерабатывающего завода, периодически прорывается недовольство местных жителей. И – опять полная неопределенность и по срокам, и по темпам, и по стоимости работ.
Мы специально просмотрели на сайты указанных компаний, где не нашли хоть чего-то, впрямую имеющего отношение к заявленной тематике переработки мусора. Повторимся, если диалог власти и бизнеса и идет на сегодняшний день, то в виде некоторых общих пожеланий и намеков – да, когда-нибудь, что-нибудь и "вообще готовы участвовать".
Более того, если проанализировать те заявления чиновников и, скажем, руководителя профильного комитета Государственной думы по экологии Владимира Бурматова, то получается совсем нелепая картина. Связанная с элементарным отсутствием информации у Правительства с мест и просто отсутствием какого-либо плана по размещению на территории страны мусороперерабатывающих мощностей. Бурматов не раз заявлял, в том числе и Накануне.RU, что даже существующие сегодня мощности по переработке мусора загружены в лучшем случае на 10-15% и никто не знает, как увеличить эту долю.
"Те собственники, кто вложился уже в переработку, поверив губернаторам и мэрам, сегодня не знают, как "отбить" вложенные деньги, а предприятия простаивают", – говорил Бурматов после изучения ситуации.
Вкладываться и строить в таких условиях новые мусоросортировочные и мусороперерабатывающие предприятия – форменное безумие. Вот, видимо, их и не строят, предпочитая делать громкие заявления на различных правительственных мероприятиях с участием федеральных чиновников.
Для того, чтобы осознать масштаб проблемы и угрозы, которые начнут реализовываться (кое-где, скажем, в Челябинске, уже начали), так сказать, в "полный рост", достаточно вспомнить все последние заявления региональных начальников. Состояние самых честных из них близко к панике, судите сами.
1 ноября губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев откровенно заявил, что область не готова перейти на новые формы работы, на что министр природных ресурсов и экологии РФ (в недавнем прошлом - губернатор ЯНАО) Дмитрий Кобылкин отрубил, что "сроки никто сдвигать не намерен".
Соседняя Челябинская область и ее эксперименты с помпезным закрытием городской свалки, общей неготовностью территориальной схемы по обращению с ТКО, в целом не проработанностью всей проблемы рискует вообще войти в учебный кейс под названием "как не надо делать мусорную реформу". Но ровно такое же положение дел и в Курганской, Тюменской областях, ХМАО и даже ЯНАО, которым совсем недавно руководил федеральный "экологический" министр Кобылкин.
На сегодняшний день ясно одно – печальные итоги "мусорного реформаторства" властей как в центре, так и на местах очень скоро могут обернуться мощным социальным взрывом. И тогда весенние протесты жителей подмосковных городов могут показаться цветочками, тем более что их проблемы вообще-то так и не получили комплексного разрешения, зато дополнительно настроили жителей соседних регионов против "зажравшихся" со своим мусором москвичей.
Денис Лузин
Опубликовано: 10.12.2018
Источник: nakanune.ru
Copyright © 2016 - 2024 - Компания «ЭКОСЕРВИС»
Утилизация отходов во всех регионах России.